Печать
Просмотров: 1

Введен реестр должников по алиментам

 C 25 мая 2025 года вступил в силу Федеральный закон от 29.05.2025 № 114-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», касающийся систематизации сведений о должниках по алиментным платежам.

Так, сведения о должниках по уплате алиментов (назначенных по реше6нию суда либо по нотариальному удостоверенному соглашению), которые привлечены к административной и (или) уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетних детей или нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, либо нетрудоспособных родителей, а также объявленных судебным приставом в розыск, должны вносится в реестр должников по алиментным обязательствам.

Должников по алиментам будут информировать о включении сведений о них в соответствующий реестр должников, а также об исключении из него.

Данные сохраняются в реестре до полного погашения долга. Если обязательства выполнены, запись удаляется в течение суток. Исключение также происходит при прекращении производства — например, в случае смерти должника или признания его без вести пропавшим.

Указанный реестр будет формироваться Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации в открытом доступе на официальном сайте государственного органа.

 

 

Введена административная ответственность за продажу несовершеннолетним безалкогольного тонизирующего напитка (в том числе энергетического)

 Согласно ст. 2 Федерального закона от 08.08.2024 № 304-ФЗ «О запрете продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) несовершеннолетним и о внесении изменения в статью 44 Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» для предотвращения воздействия безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) на здоровье несовершеннолетних организациям, индивидуальным предпринимателям, крестьянским (фермерским) хозяйствам без образования юридического лица, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства запрещается продажа несовершеннолетним безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических).

Федеральным законом от 07.06.2025 № 149-ФЗ введена статья 14.16.1 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за нарушение запрета продажи вышеуказанной продукции несовершеннолетним.

За продажу несовершеннолетнему безалкогольного тонизирующего напитка предусмотрено административное наказание в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей; на должностных лиц - от 100 тыс. до 200 тыс. рублей; на юридических лиц - от 300 тыс. до 500 тыс. рублей.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.16.1 КоАП РФ, отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор) в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков.

 

 

Изменен вид уголовного преследования клеветы

 Федеральным законом от 07.06.2025 № 146-ФЗ «О внесении изменений в статью 20 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» изменен вид уголовного преследования по ст. 128.1 УК РФ «Клевета».

Граждане имеют право требовать опровержения ложных сведений, а также защиты в судебном порядке.

С 7 июня 2025 года распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию относятся к категории дел частно-публичного обвинения, которые возбуждаются по заявлению потерпевшего или его законного представителя, но прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат.

До вступления в силу указанного закона противоправные действия носили характер частного обвинения, позволяющий примириться сторонам вплоть до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора.

Кроме того, уголовное дело возбуждается по заявлению потерпевшего в территориальных органах дознания, а не в мировом судебном участке.

 

 

Какая уголовная ответственность предусмотрена за невыплату заработной платы?

 Невыплата заработной платы – это существенное нарушение конституционного права, предусматривающего получение вознаграждения каждого работающего человека за свой труд, влекущее за собой уголовную ответственность по статье 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).

Норма вышеуказанной статьи предусматривает наличие трех самостоятельных составов преступления. Уголовная ответственность по части 1 данной статьи наступает в случае частичной невыплаты заработной платы свыше 3 месяцев в сумме менее половины от положенного работнику, а по части 2 – полной невыплаты либо оплаты в размере ниже установленного минимального размера оплаты труда свыше 2 месяцев.

В случае полного погашения задолженности по заработной плате в течение 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела с выплатой потерпевшим денежной компенсации виновное лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное частями 1 и 2 статьи 145.1 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности. Содеянное квалифицируется по части 3 статьи 145.1 УК РФ, если при наличии одного из указанных в части 1 или 2 статьи 145.1 УК РФ условий дополнительно наступили тяжкие последствия.

Основным условием наступления уголовной ответственности по данной статье является наличие у работодателя финансовой возможности для выплат или неправомерные умышленные действия виновного лица, направленные на устранение (сокрытие) такой возможности. Данное преступление совершается работодателем из корыстной или иной личной заинтересованности.

Сроки задержки выплат исчисляются со дня, следующего за датой, установленной для их получения, определенной трудовым договором. За совершение рассматриваемого преступления в зависимости от тяжести содеянного предусмотрено наказание как в виде штрафа, так и в виде лишения свободы сроком до 5 лет.

 

 

 Каков срок давности привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения и какие виды дисциплинарной ответственности существуют?

 В соответствии с ч. 3 ст. 59.3 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) взыскание, применяется не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Согласно ч. 1 ст. 59.1 Федерального закона № 79-ФЗ за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных законами в целях противодействия коррупции, налагаются следующие взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) предупреждение о неполном должностном соответствии.

В силу ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:

1) непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

2) непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, представления заведомо неполных сведений, за исключением случаев, установленных федеральными законами, либо представления заведомо недостоверных сведений;

3) участия гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

4) осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности;

5) вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

6) нарушения гражданским служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

 

 

Особенности предоставления стандартных налоговых вычетов на детей в 2025 году

 Работники, на обеспечении которых есть дети, имеют право на стандартный налоговый вычет, который позволяет ежемесячно уменьшать сумму НДФЛ, удерживаемого из их заработной платы.

Размер вычета на детей зависит от того, какой по счету ребенок, а также от состояния здоровья детей (пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ). Статус отношений с ребенком (родной или приемный родитель, супруг родителя, усыновитель, опекун или попечитель) не влияет на размер вычета.

С начала 2025 года увеличены размеры стандартного налогового вычета по НДФЛ. Так, на второго ребенка он составляет 2 800 рублей, на третьего и каждого последующего - 6 тыс. рублей. Также опекунам и попечителям, если ребенок является инвалидом I или II группы, вычет предоставляется в размере 12 тыс. рублей.

Налоговый вычет положен родителю (опекуну, попечителю) за каждый месяц календарного года, может получать до того месяца, пока его общий доход (за исключением дивидендов, полученных резидентами РФ) с начала года не превысит 450 тыс. рублей. Налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет.

Налоговый вычет производится на каждого ребенка или подопечного, признанных судом недееспособными, вне зависимости от их возраста.

Стандартный налоговый вычет предоставляется в двойном размере, если работник является единственным родителем (приемным родителем), усыновителем, опекуном попечителем. Его использование прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления такого родителя в брак.

Кроме того, в двойном размере такой вычет может предоставляться одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе второго родителя (приемного родителя) от его получения.

Работник не обязан подавать заявление о предоставлении стандартного вычета на ребенка. Для получения вычета необходимо предоставить только подтверждающие документы (свидетельства о рождении, сведения об инвалидности, усыновлении и т.д.).

 

 

 С 1 сентября 2025 года вступают в силу Правила организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений

 Деятельность организаций социального обслуживания осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013            № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законодательными и нормативными правовыми актами федерального и регионального уровней.

Правилами, утвержденными Приказом министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.05.2025 № 305н, установлен порядок деятельности субъектов социального обслуживания и их структурных подразделений, предоставляющих социальные услуги в сфере социального обслуживания, рекомендуемые нормативы штатной численности и перечень необходимого оборудования для оснащения организаций социального обслуживания (их структурных подразделений), оказывающих социальные услуги в стационарной форме.

Социальное обслуживание осуществляется юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и (или) индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по предоставлению социальных услуг, предусматривающую действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

С учетом индивидуальных потребностей в организациях социального обслуживания предоставляются социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые, срочные социальные услуги и услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов.

Настоящий приказ действует до 1 сентября 2031 года.

 

 

Установлена продолжительность рабочего времени педагогов в школах и колледжах

 С 1 сентября 2025 года нововведения, установленные приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 04.04.2025 № 269 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования и соответствующим дополнительным  профессиональным программам, основным программам профессионального обучения, и о Порядке определения учебной нагрузки указанных педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основаниях ее изменения и случаях установления верхнего предела указанной учебной нагрузки» коснуться определения продолжительности рабочего времени или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогическим работникам в зависимости от их должности и (или) специальности.

Так, в частности, продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю устанавливается:

- старшим воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам  дошкольного образования и дополнительным общеобразовательным программам, а также домов ребенка, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;

- педагогам-психологам;

- социальным педагогам;

- педагогам-организаторам;

- мастерам производственного обучения;

- методистам и старшим методистам;

- советникам директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями и др.

Вместе с этим определены категории работников, продолжительность рабочего времени которых будет составлять 18, 20, 24, 25, 30 часов.

Одновременно документом утвержден порядок определения учебной нагрузки педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, образовательным программам СПО и соответствующим дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения и случаи установления верхнего предела указанной учебной нагрузки.

 

 

Утверждены признаки неиспользования земельных участков из состава земель населенных пунктов, садовых земельных участков и огородных земельных участков

 С 1 сентября 2025 года вступит в законную силу Признаки неиспользования земельных участков из состава земель населенных пунктов, садовых земельных участков и огородных земельных участков, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 31.05.2025 № 826.

Так, признаками неиспользования земельных участков из состава земель населенных пунктов, за исключением земельных участков, правовой режим которых не предусматривает строительство и эксплуатацию зданий, сооружений, приусадебных, садовых и огородных земельных участков, помимо прочего, являются (необходимо наличие хотя бы одного из указанных признаков):

а) захламление более чем 50 процентов площади земельного участка предметами, не связанными с его использованием в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, или загрязнение указанной площади земельного участка отходами производства и потребления, в том числе твердыми коммунальными отходами, при условии невыполнения работ по освобождению земельного участка от таких предметов или отходов производства и потребления, в том числе твердых коммунальных отходов, в течение одного года и более со дня выявления указанных обстоятельств;

б) отсутствие на земельном участке, правовой режим которого предусматривает строительство и размещение зданий, сооружений (за исключением земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства), в течение 5 и более лет здания, сооружения, для строительства которых предназначен земельный участок, права на которые (либо на любое помещение или машино-место в них) зарегистрированы в соответствии с законом, за исключением случаев, когда соответствующие права не подлежат государственной регистрации либо признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости в соответствии с законом, если  не установлен иной срок;

в) отсутствие на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, в течение 7 и более лет индивидуального жилого дома, право на который зарегистрировано в соответствии с законом, за исключением случаев, если судом установлено, что правообладатель земельного участка не смог завершить строительство индивидуального жилого дома в связи с действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления или лиц, осуществляющих эксплуатацию сетей инженернотехнического обеспечения, к которым должен быть подключен (технологически присоединен) индивидуальный жилой дом;

г) наличие на земельном участке не являющихся самовольными постройками зданий, сооружений, у которых в совокупности разрушены крыша, стены, отсутствуют окна или стекла на окнах, при условии, что правообладатель земельного участка не приступил к выполнению работ по устранению указанных обстоятельств в течение одного года и более со дня их выявления, за исключением случаев, когда такие объекты капитального строительства признаны аварийными  и подлежащими сносу или реконструкции.

Срок действия вышеуказанного постановления ограничено до 1 сентября 2031 года.

 

 

Что такое конфликт интересов?

 Понятие «конфликт интересов» установлено статьей 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и представляет собой ситуацию, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 названной статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 данной статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Как показывает практика, в основе любого коррупционного правонарушения находится конфликт интересов лиц, занимающих публичные должности в системе государственного управления и обладающих в связи с предоставленными им государством полномочиями соответствующим влиянием, которое может быть использовано ими в личных интересах, в том числе вопреки интересам государства.

Основой правового регулирования конфликта интересов в любой сфере правоотношений является установление обязанности принимать меры по недопущению возможности возникновения конфликта интересов.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» государственные и муниципальные служащие обязаны принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, а также обязаны уведомить в порядке, определенном работодателем, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только станет об этом известно.

В свою очередь представитель нанимателя (работодателя), если ему стало известно о возникновении у должностного лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Непринятия лицом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.